Rambler's Top100
ГлавнаяКарта сайтаПоиск по сайтуКонтакты

  


3.04.2001

25-летие со дня выпуска первой Нивы

Первые слова о необходимости создания автомобиля повышенной проходимости на базе только-только ставших тогда на вазовский конвейер «Жигулей» произнес летом 1970 года бывший в то время Председателем Совета Министров Алексей Николаевич Косыгин. Однако согласно проекту FIAT — ВАЗ участие в нем итальянской стороны заканчивалось сразу же после разработки «автомобиля № 2» — «люксового» варианта «копеечки», получившее в дальнейшем индекс 2103. Поэтому создавать полноприводник вазовцам пришлось самим. Плохо это или хорошо? Сегодня, когда все мы знаем о феноменальном успехе «Нивы» как в нашей стране, так и далеко за ее рубежами, можно с уверенностью сказать: хорошо. Но в начале семидесятых годов прошлого века перед очень молодым тогда коллективом отдела главного конструктора ВАЗа встала весьма сложная задача. Надо было определиться: каким же будет вазовский внедорожник? Ведь до сих пор отечественные полноприводные легковые автомобили создавались очень просто: под приподнятый над землей серийный кузов «подкатывался» дополнительный ведущий мост. Именно так были сконструированы ГАЗ — 61, ГАЗ — 72, «Москвич — 410». Однако на ВАЗе такой вариант был отклонен сразу. Решено было делать полностью оригинальную машину с максимально возможным использованием узлов деталей ВАЗ — 2101.

Уже в апреле 1972 года на испытания вышли два первых образца вазовского полноприводника. Автомобили Э2121 («Э» означало экспериментальный) имели открытые кузова с брезентовым верхом и получили прозвище «Крокодил» (видимо, в дополнение к созданому ранее «Чебурашке» — переднеприводной микролитражке). Именно так в те годы выглядело подавляющее большинство полноприводных легковых машин. Но вазовские специалисты достаточно быстро сумели уйти от стереотипов. Благодаря таланту и огромным творческим усилиям всего коллектива проектировщиков, а особенно ведущего конструктора проекта, ныне главного конструктора АО «АВТОВАЗ» Петра Михайловича Прусова и ведущего дизайнера Валерия Павловича Семушкина, уже вторая серия экспериментальных образцов (индекс 2Э2121) имела закрытый цельнометаллический кузов, обеспечивающий водителю и пассажирам непривычно высокий для внедорожника уровень комфорта. Именно это решение вкупе с постоянным полным приводом сделали конструкцию «Нивы» (а именно тогда машина получила собственное имя) революционной не только в отечественном но и в мировом автостроении.

Машины второй серии настолько успешно прошли все внутризаводские испытания что образцы следующей третьей серии решено было представить на государственные приемочные испытания. «Нивы» не подвели своих создателей без проблем справившись со спецдорогами автополигона НАМИ, с заснеженными трассами зимнего Урала, а также жаркими пустынями и заоблачными перевалами Средней Азии.

И вот в феврале 1976 года была выпущена опытно-промышленная партия из 50 автомобилей ВАЗ — 2121. От экспериментальных образцов они отличались передними и задними фонарями 2106, внушительными на вид и крепкими бамперами из алюминевого профиля двумя наружными зеркалами заднего вида. Двигатель рабочим объемом 1,6 литра и раздаточная коробка с межосевым и дифференциалом, делящим крутящий момент поровну между передней и задней осями, хорошо зарекомендовали себя на испытаниях. В следующем,1977, году заработал на полную мощность сборочный конвейер 62-го корпуса, и «Нива» начала свое триумфальное шествие по дорогам мира.

К этому времени уже целый год проходили испытания два образца плавающего автомобиля ВАЗ — 2122 на базе «Нивы», задуманного еще первым главным конструктором ВАЗа Владимиром Сергеевичем Соловьевым. Заказчиком этой машины явилось Министерство, выдвинувшее свои, весьма специфические требование. Поэтому, например, на «двадцать второй» вместо двигателя 2106 использовался мотор модели 21011 рабочим объемом 1,3 литра. «Испытательный период» для плавающего вазовского полноприводника затянулся почти на десять лет, но в результате машина весьма успешно прошла государственные приемочные испытания, и совсем не вина ВАЗа, что этот очень интересный и нужный не только военным автомобиль так и не попал на конвейер.

Конструкция автомобиля ВАЗ — 2121 была настолько удачной, что долгие годы он выпускался без каких либо изменений. Однако в начале девяностых годов «Нива» буквально не по дням, а по часам начала «размножаться», обрастать различными моделями и модификациями. Во-первых, конечно же, нельзя не отметить тот факт, что в декабре 1993 года место «двадцать первой» модели на конвейере заняла «двести тринадцатая». ВАЗ — 21213, сохранив отличные показатели проходимости и надежности предшественника, сделался более комфортабельным, динамичным и экономичным. Двигатель рабочим объемом 1,7 литра стал не только мощнее, но и тяговитее в зоне низких оборотов, что пришлось весьма кстати на внедорожнике. Благодаря использованию пятиступенчатой коробки передач удалось снизить шум при движении и расход бензина, увеличить ресурс двигателя. Салон ВАЗ — 21213 гораздо удобнее, что обусловлено применением новых передних сидений и более современной панели приборов. Уменьшившаяся погрузочная высота багажного отделения значительно облегчила процесс погрузки и выгрузки багажа.

Кроме ВАЗ — 21213, оснащаемых карбюраторными моторами, имеются еще две модификации. ВАЗ — 21214 комплектуется двигателями с системой впрыска топлива и электронным управлением, а ВАЗ — 21215 имеет под капотом дизель.

В процессе экспериментальных работ по созданию новой модели внедорожника были изготовлены испытательные образцы с увеличенной на различную величину колесной базой. Машины с базой 2700 мм оказались настолько удачными, что их стали производить на продажу в опытно-промышленном производстве дирекции по техническому развитию АВТОВАЗа под индексами 2129 и 2130. В дальнейшем эти автомобили получили пять дверей вместо трех и индекс 2131. «Тридцать первая» имеет очень комфортабельный и просторный салон, а также достаточно объемный и удобный багажник. На базе этой модели выпускаются модификации для использования в качестве автомобиля «скорой медицинской помощи» и специального транспортного средства, предназначенного работникам печатных и электронных СМИ — News Hunter.

Еще одно направление развития «Нивы» — коммерческий транспорт. В начале девяностых годов выпускался небольшой грузовичок на базе ВАЗ — 2121 под названием «Бизон». В настоящее время производятся двух и четырехместные пикапы ВАЗ — 2329. На их базе также изготавливаются специальная версия — автомобиль «Службы спасения» для Министерства чрезвычайных ситуаций. Еще несколько вариантов коммерческой «Нивы» — это семейство легковых грузовиков ВИС — 2346, различающихся между собой вместимостью кабины и размером кузова. На базе этих машин разработана модификация с изотермической цистерной объемом 500 литров для перевозки различных охлажденных пищевых жидкостей. Наиболее же интересной моделью «ВИС» является полноприводныйгрузовичок сочлененной конструкции «Капрал». Передняя и задняя части этого автомобиля поворачиваются относительно друг друга в поперечной плоскости на величину до 30 градусов.

Различные модификации «Нивы» — это удлиненный на 300 миллеметров по сравнению с базовой моделью ВАЗ — 21218 «Фора» не только заметно облегчает посадку и высадку задних пассажиров, но и облегчает им весьма комфортное расположение. На базе «Форы» освоена еще одна версия «журналистского» автомобиля News Hunter. Ну а многим организациям, занимающимся перевозками ценностей, уже давно приглянулся бронированный ВАЗ — 212182 «Форс», обеспечивающий защиту экипажа и груза от огнестрельного оружия. Уверенно завоевывает автомобильный рынок России и других стран прогулочный автомобиль ВАЗ — 212183 «Ландоле». И это неспроста. В какой еще машине испытаешь такое незабываемое ощущение езды! Но самой необычной моделью является все же снегоболотоход ВАЗ — 1922 «Марш», конструкция которого удачно соединяет узлы и детали машин «ВАЗ» и «УАЗ», а также колеса низкого давления. «Марш» не только уверенно передвигается практически по любому бездорожью, но и не повреждает при этом биологический слой почвы.

И еще одно. Именно на базе «Нивы» создан и изготавливается первый вазовский минивэн «Надежда», имеющий индекс 2120. Помимо семиместной пассажирской базовой версии, предусмотрены также модификации «Менеджер» и «Такси».

Да, весьма многочисленной стала ныне «нивовская» семейка! Однако пришло время готовить модели, разработанной более 25 лет назад, замену. И тут работники дирекции по техническому развитию АВТОВАЗа оказались на высоте. Коллектив, возглавляемый ведущим конструктором проекта Валерием Ивановичем Доманским, разработал, испытал и подготовил к производству не просто новую модель, а целое семейство полноприводников самой современной конструкции. Базовая модель нового семейства — автомобиль ВАЗ — 2123 с увеличенной на 250 миллиметров относительно ВАЗ -21213 колесной базой и пятидверным кузовом типа «универсал». Бензиновый двигатель рабочим объемом 1,7 литра оснащен системой распределенного впрыска топлива с электронным управлением.

Кроме, этого двигателя, предусмотрены еще три. Два из них — бензиновые впрысковые моторы: модель 21231 рабочим объемом 1,8 литра и двухлитровый 21233. Ну а третий — настоящий сюрприз от ВАЗа — отечественный турбонадувной дизель ВАЗ — 3431.

Решить транспортные проблемы фермеров и мелких предпринимателей призваны пикап ВАЗ — 2323 и фургон ВАЗ — 2723. Постоянный полный привод , большой дорожный просвет, достаточно вместительный кузов, малая погрузочная высота — вот основные особенности новых вазовских грузовичков. И еще одно: для них дизельный двигатель планируется использовать в качестве базового.

«Двадцать третье» семейство еще на стадии испытаний привлекло к себе внимание… ведущих зарубежных производителей. Всемирно известный концерн General Motors выразил заинтересованность участвовать в производстве этих полноприводников. Судя по некоторым сведениям, наконец-то переговоры между АО «АВТОВАЗ» и «GM» по созданию совместного предприятия подошли к успешному завершению: совет директоров забугорного концерна одобрил проект. А это значит, что уже к концу следующего года на мировой авторынок поступит новинка — полноприводный автомобиль Chevrolet Niva…

По материалам автомобильной газеты «Семь верст»



«« Назад


 
Технические консультации:
ICQ 581397887